пятница, 9 января 2015 г.

Как сократить время на составление технологической карты урока.

Как сократить время на составление технологической карты урока.

Не могу не согласиться с мнением, что подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление  технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Однако на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на урок!),  пока не была выработана наиболее удобная форма и не прописаны возможные параметры урока.
Да, я перечитала много методической литературы в интернете, нашла много примеров технологических карт, но ни одного конкретного пособия по созданию карты урока. Поэтому решилась написать о своём опыте. Отобрав и обобщив найденную  информацию, я адаптировала таблицу, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т.п., чтобы не изобретать каждый раз «велосипед». Составляя очередную технологическую карту урока, теперь просто копирую и переношу необходимую мне информацию в следующую таблицу:

Этап

Цель

Содержание урока
Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД
Результат сотрудничества
Средства
обучения


Действия учителя
Действия обучающихся












В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».
Шаг 1:  Заполнение «шапки»
Класс:
Тема урока:
Базовый учебник:
Далее определяем место урока в теме, его цели  (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задачи.
Цель: (например) организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С,  познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.
Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры «He has got …»
Задачи:
Образовательная (познавательная, когнитивная): формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами… Или прописываем так:
 Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (знать …., уметь …, называть, распознавать, приводить примеры и др.)
Развивающая: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …, ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …, условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …, условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, способствовать развитию волевых качеств учащихся при …, развитию умений творческого подхода к решению практических задач …, развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …
Воспитательная: создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально – ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.
Тип урока: урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний (или  урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений).
Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.
Шаг 3:  Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить последовательность и логичность.
Этапы урока:
Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин)
1.1 Организация начала занятия приветствие, разминка
1.2 Подготовка к основному этапу занятия  (Обеспечение мотивации учебной деятельности – целеполагание)
1.3 Проверка выполнения домашнего задания
Операционно-познавательная часть (30-35 мин)
2.1 Усвоение новых знаний и способов действий
2.2 Первичная проверка понимания
2.3 Закрепление знаний и способов действий
2.4 Обобщение и систематизация знаний
2.5 Контроль и самопроверка знаний
Рефлексивно-оценочная часть (5-10 мин)
3.1 Подведение итогов занятия
3.2 Рефлексия
3.3 Информация о домашнем задании
Обязательно включить физминутку (на 20-25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).
Шаг 4: Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т.д
Шаг 5: Содержание урока  – действия учителя и действия учащихся
Шаг 6: Используемые методы (репродуктивные (Р), частично-поисковые (Ч-П), объяснительно-иллюстративные (О-И)), приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальная, коллективная, в парах).
Шаг 7: Формируемые УУД («универсальные учебные действия» или другими словами умение учиться)
Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
1. Личностные УУД:
 -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
- формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.
2. Регулятивные УУД и виды деятельности:
- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений  в два и более действий);
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).
3. Познавательные (общеучебные) УУД :
-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)
- знаково-символическое моделирование (построение чертежей,  схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись  формул)
- умение структурировать знания (создание кластеров, методика  «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею. )
- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления,  процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);
 Познавательные (логические) УУД:
- анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
4. Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)
- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
умение договариваться, находить общее решение  (работа в парах,  группах);
- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),
- уважение к другой точке зрения,
-  умение доказывать свою позицию,
-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах,  проектная деятельность).
Шаг 8: Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.
Шаг 9: Прописывая средства обучения, удобно видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.
Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками, и заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно сократить своё время на подготовку к уроку по новым требованиям.


Автор: Можайская А.В., учитель английского языка,

 гимназия №9 г. Симферополя, Республика Крым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий